Умение грамотно управлять рыночными рисками – навык, который играет одну из ключевых ролей в крупном бизнесе. Предпринимательская деятельность в сфере финансов – это не только перспектива получения прибыли, это ещё и своеобразная «рулетка», где требуется известная доля везения и безотказная интуиция. Вместе с тем, полагаться лишь на иррациональные факторы в этом вопросе нельзя – рынок, как и всякий сложный организм, подчиняется определённым законам, и в выигрыше остаётся тот, кто умеет извлекать из этих законов пользу.
Риски подстерегают бизнесмена повсеместно – курсы валют, непостоянство процентных ставок, переменчивость биржи и так далее. Задача собственника бизнеса – если не исключить их, то хотя бы суметь компенсировать путём проведения сделок на другом рынке. На языке аудита это называется «оформить хеджирование». Следует также учитывать и высокую волатильность современного рынка – диапазон текущего изменения цен крайне широк, а спрогнозировать подобные изменения удаётся далеко не всегда, поэтому возникает необходимость поддержания чистой прибыли на старом уровне.
Вместе с тем, всё это возможно лишь при наличии определённых навыков в сфере прогнозирования изменений рыночной конъюнктуры, а также того, в каком направлении будут в дальнейшем дрейфовать предложение и спрос. Основным инструментом контроля рисков и управления ими являются деривативы, однако и в этом вопросе не обойтись без соответствующего опыта.
Подобным опытом охотно делится со своими клиентами международная аудиторская компания «Zeller». Мы:
- предоставляем консультации по ряду вопросов: от сопровождения торговых операций на базе имеющихся активов до создания новых позиций;
- осуществляем анализ позиций, причём речь может идти и о первичном исследовании сделок и торговых операций, при которых необходимо оформить дериватив, и о деловых отношениях, которые уже отражены на балансе предприятия;
- формируем и оцениваем пакет используемых инструментов, используя моделирующие программные средства, позволяющие продемонстрировать эффект от предполагаемых стратегий;
- занимаемся выводом сделки на рынок, чтобы оценить перспективы, спровоцировать конкуренцию в определённом сегменте и вызвать повышение цен до рыночного уровня;
- сопровождаем сделку на всех этапах, а также анализируем её после закрытия, чтобы оценить общую эффективность стратегии.